Центр специализированных тренингов "Асфадель", г.Алматы, Казахстан: хатха-йога, Йога в воздухе, йога в гамаках, Аштанга Йога, кундалини йога, йога для детей, фитнес в гамаках, танец живота, Raks Sharki, ЭОС-пластика - Обучение или как стать профессионалом
+7 707 789 3056

Выберите направление


Чем вы занимаетесь?

Обучение или как стать профессионалом

imagesДрузья, коллеги.
В процессе набора слушателей на ближайшие семинары 27 февраля и 28 февраля и предстоящую "Школу инструкторов йоги", которая стартует 21 апреля ко мне поступает много звонков, а также  я получаю много вопросов при непосредственном контакте во время распространения проспектов.
И вот сегодня я хочу затронуть такую важную тему, как понятие "профессиональный рост"
Современное общество имеет тенденцию быстро развиваться, меняться, создавать новое, оценивать и осваивать опыт и тд. И в этих условиях востребованными остаются профессионалы. А это те люди, которые от себя активно что-то продуцируют во вне и активно берут в себя из вне, изучают что-то по теме, перерабатывают и .... непрерывный процесс.  Вот это "берут из вне", это и есть непрерывный процесс профессионального роста. Сегодня профессиональный рост (обучение) может быть представлен в разных формах. В этой статье рассмотрим некоторые из них.

Мне стало понятно, что многие не понимают разницы понятий: тренинг, семинар, школа и тд. Поэтому иногда делают неверный для себя выбор. Хотя, честно сказать, сами презенторы, лекторы,  не всегда правильно позиционируют свои классы, тренинги  и тд. Давайте попробуем вместе разобраться в этом важном развивающем вопросе: что к чему, когда и зачем.
Я буду излагать свои мысли, как я их увидела в жизни, поэтому и  буду сопоставлять на примере йоги, танцев (поскольку один из ближайших семинаров "Физиология гибкости" очень полезен инструкторам танцев). И так:
1. Человек начал заниматься в студии йоги или танцев для себя по каким-то личным мотивам (здесь это не важно). И так увлекся, что ему становится интересно разобраться в некоторых вопросах глубже. Или есть и такой пример: человек по природе своего характера действует по принципу "если я чем-то занимаюсь, то я должен знать базу или процесс изнутри", и он начинает изучать. 
При чем последняя форма, к моему сожалению, мало развита в менталитете юга нашей страны. Поскольку в опыте с 2004 года я часто встречаю учеников с севера, приезжающих на классы, семинары, тренинги для себя. На юге это в основном уже состоявшиеся тренеры.
И вот здесь на пользу приходят тренинги, семинары, мастер-классы.
Поскольку данным видам обучения характерны четко определенные темы, относительно невысокая стоимость и малый отрезок времени.

И здесь мне хочется обратить внимание на то, чем эти три вида отличаются!!! Обратите внимание, это важно! 
Чтобы у Вас не возникло сомнений я обращусь к достаточно авторитетному источнику: wikipedia
а) Тренинг - метод активного и интерактивного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков. Вас тренируют.____
Т.е. это значит, что тот, кто перед Вами стоит (кому Вы доверились), чему-то Вас обучает. Развивает в Вас и прививает Вам конкретные навыки и умения. По сути - тренер.
ВНИМАНИЕ!!! Большими буквами! Когда Вы соглашаетесь идти на тренинг, то не плохо было бы определиться изначально: можете ли Вы доверить свой ум, свое тело, свои ценности этому человеку! На пользу ли Вам пойдет то, что Вы будете делать с этим тренером! Потому, что по умолчанию Вы доверяетесь ему на это время. Вы можете доверять ему во время процессов, которые могут возникнуть с Вами, с Вашим физическим, эмоциональным, психическим состоянием во время и после тренинга. Это Важно. По идее на тренинге у профессионалов всегда вначале идет форма "Оговорим нашу безопасность и наши границы". Тренер сообщает Вам, что с Вами может происходить то-то и то-то, в случае*****Вы должны поступать так-то и так-то и с членами группы Вы поступаете так-то и так-то. И после тренинга такие-то и такие-то последствия и действия. И контакт тренера для обратной связи. Если Вы дальше продолжаете процесс, то пардон, Вы соглашаетесь довериться и далее никаких претензий. Только конструктивная обратная связь!
б) Семинар - форма учебно-практических занятий, при которой учащиеся обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных______ или научных исследований под руководством преподавателя. Здесь относительно нас я бы добавила: обсуждают какие-то теории, практические методы и результаты.
Т.е. это значит, что совместными усилиями, совместно с заявленным педагогом люди, пришедшие на семинар, разбирают заявленную тему, какие-то методы, технологии, действия, относительно нее, а также оценивают результаты, коэффициент пользы или вреда. В данном случае Преподаватель выступает в роли ведущего, но не затрагивает ничье личное пространство. Данная форма ни к чему не обязывает. В итоге каждый волен сделать свои выводы, взять на заметку то, что ему импонирует или отвергнуть не нужное.
г) Мастер-класс - это передача своего профессионального опыта мастером (учителем), его последовательные выверенные действия, ведущие к заранее обозначенному результату. (источник stranamasterov.ru).ммм_1
Данная форма подразумевает, что Вам импонирует заявленный презентор и Вы хотите получить лично ЕГО опыт в конкретно узко заявленном сегменте практики, знаний или умений. Здесь не предполагается обсуждения чего-либо во время проведения класса. Вы пришли, получили опыт воздействия на себе или просто послушали какие-то выкладки. Можете задать короткие вопросы. И это будет предполагать, что Вы не собираетесь вступать в дискуссию. Вы задали вопрос - Вам ответили свое мнение. Точка. 
НО! В данном случае, что касается практики, Вы тоже можете получить внутреннее воздействие на себя лично. Поэтому Вам надо заранее озадачиться вопросом квалификации данного мастера и обратить внимание в начале класса на оговорки ответственности и безопасности, если мастер-класс подразумевает затрагивание Ваших личностных ценностей, границ, тела, эмоций, психики.

Как показывает мой опыт при выборе классов, тренингов или семинаров, люди делятся на типы:
- пойду, это как раз то, что мне надо сейчас (самый желанный случай)
- пойду, ведь это в тренде..... (хороший мотив, чтобы не отстать)
- пойду, мне это интересно.... (отлично)
- пойду, ну моя подруга идет (или многие идут, или руководство заставило) - (самый бесполезный и грустный мотив)
- пойду, я давно ждал именно этой темы (тоже желанно)
- пойду, этот тренер мне интересен (великолепно, двигаемся)

Какими бы мотивами Вы не руководствовались обратите внимание на пункты безопасности, квалификации тренера (учителя) и отнеситесь осознанно к своим внутренним потребностям: что Вы хотите получить от тренинга, класса или семинара. При каких моментах Вы готовы сказать стоп. Это позволит Вам лично для себя структурировать уровень своих знаний, уровень своих желаний и избавит Вас от возможных неоправданных надежд, отрицательных последствий относительно мероприятия, которое Вы хотите посетить. Это возможно избавит ведущего от претензий, недооцененности, которые бывают несправедливо выпадают на долю презенторов или учителей. 

Кстати, есть еще такая форма, как творческий вечер. Год назад я сталкивалась с одним организатором, которая позиционировала то, что она продвигала, как семинар, на деле же это оказалось просто творческим вечером))) После того, как мероприятие состоялось, она, как организатор, получила массу отрицательных отзывов и претензий (и по поводу цены и по поводу неотработанных заявленных пунктов и много еще чего).
Поэтому очень важно идущим,  дающим и организаторам четко понимать что они делают, чего хотят, как они это реализуют и тд. 

2. Человек занимается, занимается и понимает, что ему надо больше. Либо человек понимает, что эта тема ему в жизни нужна и он хочет структурировать и принципиально углубить свои знания, не по отдельным вопросам, а составить базу, на которую он может опираться в своих дальнейших действиях. Либо человек хочет уже стать профессионалом и понимает, что без структуры и базы он дальше не сможет профессионально развиваться.Либо человек профессионал, но увидел четкую методику в своем деле, которая опирается на хорошую базу и хочет овладеть ей.

На том этапе человеку нужно профессиональное обучение, которое подразумевает уже базовые, четко структурированные знания, относительно выбранного направления. Как правило профессионалы проходят не одно такое базовое обучение. Это позволяет подняться на хорошую ступеньку вверх. Это позволяет не просто работать, но и стать профессионалом, тем человеком, осознанно владеющим тем самым "Профессиональным ростом" (смотрим понятие вначале) 
ВНИМАНИЕ!!!
здесь важны следующие пункты:
1. Программа обучения, наличие логичной методологии и технологии обучения. 
Просмотрите проспекты, задайте вопросы контактному лицу. Как будет проходить процесс, какие темы будут затронуты. Имеют ли они отношение к той профессии или технологии, которой Вы хотите обучиться. Что будет входить в это обучение: теория, практика. Каким образом будет проходить обучение. Приблизительно прикиньте, достаточно ли времени будет выдано на прохождение заявленных тем. Чтобы потом не получилось, что Вам обещали много, а по приезду домой, у Вас не осталось ничего - просто информации было много, а отработать Вы ее не смогли.
Здесь хочу поднять указательный палец! Я последнее время очень часто сталкиваюсь, на мой взгляд, со странным явлением. Ко мне обращаются люди с заявлением: стать инструктором йоги. А потом обозначают: а можно научиться этому за неделю? Конечно можно. Но что Вы сможете выучить за неделю? Пролистать картинки поз, скрутиться в них, повторить это все несколько раз. Тогда чем Вы будете отличаться от простого клиента, который ходит на занятие йогой, открывает картинки дома и ставит галочки"это сделал сегодня"?)))))))
Как говорит один из моих учителей: "Нельзя впихнуть невпихуемое!"
В данном случае это выглядит так: огромный базовый пласт знаний, который необходим для профессионального преподавателя йоги начального уровня выглядит, как бочка с водой. А Вы, когда приходите на обучение представляете из себя кофейную чашечку. И вот Вы хотите, чтобы вся вода из бочки поместилась в чашечку? Нет. По закону физики не получится))))) Вы сначала должны стать бочкой. А для этого понадобится время. Надо вырасти и расшириться!
Поэтому я в таких случаях говорю: за таким обучением не ко мне! Мне не интересно потом видеть и слышать людей, который будут говорить, что от меня они получили такие знания и поэтому они могут быть профессиональными учителями.
Потому, что мы говорим о другом этапе! И этот этап в мировой практике зовется ОБУЧАЮЩИМ ИНСТИТУТОМ! иии_1
Ответьте сами на простой вопрос: может ли школьник стать студентом ВУЗА? Если да, то по каким критериям?
Если я заявляю ШКОЛА ЙОГИ, то подразумеваю какие-то базовые, объемные, структурированные, технологичные, завязанные на конкретную методику знания, умения, навыки.
И данный вид обучения предполагает не только получение этих знаний, но и расширение самого студента: он отрабатывает полученные знания, нарабатывает свой опыт, оценивает свои результаты.
2. Понимание личности организатора обучения, создателя Школы и педагогов, участвующих в процессе обучения. Их мастерство, квалификация, опыт преподавания. 
Здесь Вы можете столкнуться с таким явлением: человек-профессионал, мастер своего дела, а как педагог - нет. Такое бывает. Тогда он, возможно, будет хорош в мастер-классах.... не отчаивайтесь, возьмите на заметку, попросите передать личный опыт.
Далее, я всегда обращаю внимание на то, где учился педагог и на сколько глубоко он владеет своей профессией. Действующий ли он мастер или уже в основном "ушел" в преподавание. Иногда плюсы в том, иногда в другом. Стараюсь побывать на классах или семинарах этого педагога, прежде чем идти на серьезное обучение (сэкономите деньги). 
Еще такой момент! Для меня важно, что мастер знает историю своего предмета и разбирается в именах и трудах ведущих личностях прошлого и настоящего своей профессии. А желательно учился у них, брал классы или знаком лично! Вот на этот пункт, как показывает практика, совсем мало кто обращает внимание. Поэтому и сами новички кривят нос при упоминании "История предмета". А зря! Именно благодаря изучению истории: кто, куда, откуда, как и почему, Вы можете глубже разобраться в профессии, создать свою, необходимую себе базу и понять, в каком стиле и направлении Вы будете двигаться дальше сами, растя в себе профессионала.
Вы будете понимать, почему у одного мастера вот это работает, а у другого - нет. Почему здесь это сработало, а там - нет.
3. На сегодня животрепещущая тема лицензий, сертификатов и свидетельств.
На эту тему можно сделать отдельную статью - не меньше этой.
НО, я опять выскажу свое мнение: прежде чем отдать предпочтение той или иной школе, я посещаю классы или тренинги или семинары ее создателя или педагога и смотрю на результаты работы этой методики. Ведь в конечном итоге никакая бумажка не подтвердит Ваши знания и действия. Человек может закончить супер прогрессивную школу, но потом ничего не делать в этом направлении и уже через полгода (а для телесника - это буквально месяц) эти знания превращаются в воздух и мертво лежащую на столе бумажку, увы))))

В реалии нашей страны. У нас не разработаны стандарты йога-тичеров, йога-терапевтов. К сожаление, стандарты и знания педагогов ЛФК, которых готовят в некоторых институтах уже оставляют желать лучшего. Потому как они устарели.
Деятельность не лицензирована. Поэтому по закону педагогов может готовить любой желающий. И бумажку выдавать на свой вкус.

Вы можете оценить только программу, которую Вам предлагают, пообщаться лично с педагогом или группой педагогов (как например у нас в Школе), составить мнение о педагоге, посетив его класс, семинар или тренинг, собрать информацию о результатах его деятельности. 
Далее задать себе вопросы: что я знаю, что умею, чего хочу, что мне нравится в этом направлении, чего я хочу получить от обучения, класса, тренинга, семинара.
И, сделав выбор, довериться.

И так, понятие "Школа", "Институт" подразумевают базовое, структурированное, объемное обучение с четко разработанной методикой и технологией. Это требует хорошего временнОго и денежного ресурса. Но по окончанию Вы должны получить профессиональную методику и базу знаний, на которую сможете опираться в любых аспектах данной профессиональной деятельности. Вы получаете ТЕХНОЛОГИИ!!! У Вас на руках будет ответ на вопрос не "что делать, если?, а "как я буду делать, если, что буду применять, если?" Вам должны показать как, систематизировать, отслеживать, составлять, применять, оценивать результат и что с ним делать дальше.

Желаю Вам удачи на этом увлекательном пути!
2008 г. © Студия "Асфадель"
E-mail: mail@asfadel.kz